Жилкишбаева Г.С., Мамедова А.М.,Гурбанова Илаха
Каспийский университет технологии и инжиниринга им. Ш. Есенова,
г. Актау, Казахстан
nbsp;
Аннотация. Современные цифровые технологии коренным образом меняют экономику и образ жизни в целом. Рынок труда требует качественно иного содержания подготовки выпускников образовательных учреждений. Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Эти процессы по-разному влияют на расстановку как вузов, так и преподавательского состава. Необходимые компетенции часто приобретаются вне стен учебных заведений, так как образовательные программы зачастую не поспевают за динамикой развития технологий. Рынок онлайн-образования поднимает вопросы о статусе университетских степеней. Преподаватель из носителя знаний и навыков превращается в навигатора, помогающего ориентироваться в базе знаний. Все эти вопросы особенно остро стоят в связи с реформированием системы высшего образования. Необходимая оптимизация будет заменена простым сокращением количества вузов и сокращением их финансового обеспечения. Оценка содержания научной деятельности заменяется формальными спецификациями наукометрии. Педагогическая работа становится нестабильной. На смену «информационному обществу» приходит проектно-сетевое общество, где сырая (природная) и даже трудовая рента выводится из сетевой ренты — кем-то созданного знания. В этом море знаний все большее значение приобретают навыки ориентирования, обработки и работы с данными, созданными другими. Здесь речь идет не о компиляции, а о применении и расширении применения в других предметных областях. Именно на этом основан успех современных сетевых проектов. Успех требует воображения, нестандартности, инициативы, широкого кругозора, лидерства и т. д. возможности, недоступные для полной алгоритмизации и роботизации. Потенциал этого «креативного класса» и концентрация этого капитала в городах и агломерациях знаменуют новую волну кардинально иного типа урбанизации.
ЛИТЕРАТУРА
nbsp;
[1]. Толковый словарь терминов и понятий по вопросам цифровой трансформации [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://library.bsuir.by/ru/tolkovyy-slovar-terminov-iponyatiy-po-voprosam-tsifrovoy-transformatsii. — Дата доступа : 30.12.2020.
[2]. Цифровизация Тольяттинского государственного университета: опыт, решения, эфректы [Электронный ресурс] / / Аналитические материалы: круглый стол «Будущее универгптетов в цифровую эпоху» в АЦ .01.04.2019. — Режим доступа : https://digital.ac.gov.ru/ rnaterials/analytical-material/. — Дата доступа : 30.12.2020.
[3]. Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после неё [Электронный ресурс] / / Аналитический доклад. Раб. гр. Н. Ю. Анисимов [и др.], июнь 2020 г. — Режим доступа : ^ttp:// www.tsu.ru/upload/medialibrary/add/uroki-stress_testa-vuzy-v-usloviyakh-pandemii-iiosle-nee.pdf. — Дата доступа : 30.12.2020.
[4]. Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: аналитический материал [Электронный ресурс] / / Международный, национальный иинст и туциональный ответ. — Режим доступа:
https://ntf.ru/sites/default/files/Vliyanie%20pandemii%20 OjVTD-19% 20na% 20sektor% 20vysshego% 20obrazovaniya% 20i% 20magistraturu.pdf. — Дата т .. - .—a : 30.12.2020.
[5]. Болтански, Кьяпелло 2011 – Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. – М.: НЛО, 2011.
[6]. Горелова 2017 – Горелова Е. Профессии живые и мертвые // Ведомости. 2017. № 4342. – URL: https://www.vedomosti.ru/management/ articles/2017/06/15/694454-ischezayuschei-professiei
[7]. Горин, Нещадин, Тульчинский 2016 – Горин Н.И., Нещадин А.А., Тульчинский Г.Л. Перезревшая необходимость реформы высшей школы, или Почему бизнес должен прийти в университеты. Часть I // Философские науки. 2016. № 1. С. 21–38; Часть II // Философские науки. 2016. № 2. С. 22–35.
ysj DOI number 10.56525/VQWG9315