ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА В КОНТЕКСТЕ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАРКЕМБАЕВА Р.Д.

к.п.н., асс.профессор, КазНИТУ им. К.И. Сатпаева, г. Алматы, Казахстан

e-mail: roza_drd@bk.ru

ОЗЕКБАЕВА Н.А.

к.п.н., асс.профессор, КазНИТУ им. К.И. Сатпаева, г. Алматы, Казахстан

e-mail: nazym_ona@mail.ru

*САМЕТОВА Ф.Т.

*к.ф.н., профессор, Есенов университет, г. Актау, Казахстан

e-mail: 180710@mail.ru

 ДЕМЕУБЕКОВА К.К.

     4к.п.н., асс.профессор, КазНИТУ им. К.И. Сатпаева, г. Алматы, Казахстан

e-mail: karlik_1971@mail.ru

Аннотация.     Цель статьи – описать опыт использования приемов технологии развития критического мышления в практическом курсе русского языка в техническом вузе. В статье рассматриваются рациональные пути применения элементов технологии развития критического мышления на практических занятиях по русскому языку. Осуществленная авторами классификация приемов ТРКМ, в основе которой лежат три фазы обучения, постепенно сменяющие друг друга («вызов — осмысление — рефлексия»), успешно используется в вузовской практике. В технологии развития критического мышления важное место занимают приемы, нацеленные на привитие умения работать с вопросами. ТРКМ ориентирована на вопросы, поиск ответа на которые развивает мыслительную активность обучающихся.

При рефлексии обучаемые анализируют полученные сведения, обмениваются мнениями, обосновывают свою точку зрения. На данной фазе целесообразно усвоенную информацию обращать в письменную форму, поскольку в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. В рассматриваемом аспекте важно привить обучаемым способность резюмировать информацию.

Применение приёмов технологии развития критического мышления на практических занятиях русского языка позволяет сделать учебную деятельность студентов более творческой и результативной. Организация таких занятий, отличающихся определенной логикой построения и последовательностью сочетания конкретных заданий, развивает коммуникативную компетенцию обучаемых, учит вдумчиво читать и погружаться в информацию, систематизировать и анализировать информацию, формулировать и решать проблемы, работать с понятиями, вести аргументированную дискуссию, интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, рефлексировать.

Использование приемов ТРКМ на занятиях русского языка   способствуют формированию у студентов умений определять ценность той или иной идеи на основе критического и объективного рассмотрения аргументов.

Ключевые слова: типовая учебная программа, русский язык, технология развития критического мышления, рефлексия, инновации, парадигма, высшее техническое образование, занятие в вузе.

DOI 10.56525/FIUA9623