АРХЕТИПЫ И МИФОЛОГЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ В ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ И МЕТАФОРАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

КАДИРОВА Б. Н.

                                         НАО Каспийский университет

технологии и инжиниринга

имени Ш. Есенова

Актау, Казахстан

                                                                                    E-mail:bibigul.kadirova@yu.edu.kz

УЗБЕКОВА Г.И.

НАО Каспийский университет

технологии и инжиниринга

имени Ш. Есенова

Актау, Казахстан

                                                                         E-mail: gulmariyam.uzbekova.01@inbox.ru

 

 

Аннотация. В современном языкознании одним из актуальных вопросов является, проблема определения сущности мифологем и архетипов, а также их функций. В данной статье рассматриваются архетипы и мифологемы, которые формируют глубинную семантику русских фразеологизмов и метафор. Фразеологизмы русского языка, которые составляют отдельный особый пласт словарного состава в целом, всегда были интересны исследователям. Образование их устойчивой семантики является результатом исторического развития человечества. Фразеологические единицы языка и метафоры коллективного сознания всегда апеллируют к человеческому опыту. С древних времён человечество стремилось найти ответ на вопрос о сотворении мира и человека, объяснить окружающую его действительность и данное стремление остаётся актуальным и для современного человеческого общества. Изначальное желание человека объяснить сущность мироздания нашло отражение в мифах. Так как первые попытки человека объяснить явления действительности закреплены в мифах, мы обращаемся к таким понятиям, как «архетип» и «мифологема», которые непосредственно являются единицами мифа. В данной работе проанализированы несколько фразеологизмов и метафор русского языка, значения которых мотивированы архетипами и мифологемами массового сознания. Мифы испокон веков никогда не теряли актуальность в жизни человека и общества. Ведь миф всегда устанавливает какую-либо идею как идеал и одновременно является гарантией устойчивости данного идеала. Именно в мифах заложены основные идеи нравственности (идеи добра – зла, своих – чужих, Божественного – Демонического и т.д.), по которым устанавливаются порядки в современном обществе. Именно эти идеи нравственности, бинарные оппозиции хорошего и плохого, которые сохранились в мифологемах выполняют функцию контроля семантики фразеологизмов и метафор в языке. Сопоставляя язык и мифологическое сознание социума, мы можем определить семантическое ядро фразеологизмов и логику появления в языке тех или иных метафор, которые связаны с праобразами в коллективном бессознательном.

Ключевые слова: мифологема, архетип, фразеологическая единица, миф, коллективное бессознательное, метафора, семантика, коннотация, мифологическое мышление, языковое мышление.

DOI 10.56525/IOML8830